Исторические фильмы
Прислано admin32 на Декабря 11 2006 17:56:42

Александр

Производитель: Warner Bros., 2004

Жанр: Приключения, драма, война

Актеры:
Колин Фаррелл
Анджелина Джоли
Вэл Килмер
Энтони Хопкинс

Режиссер: Оливер Стоун

Фильм повествует о восьми годах сражений и сопутствующей жизни великого македонского царя, к 25 годам завоевавшего полмира. Немало внимания будет уделено отношениям Александра и его друга Гефестиона, в которых любовь была смешана с дружбой.

Фильм основан на двух романах (Огонь с неба" и "Персидский мальчик") писательницы Мэри Рено.

В истории кинематографа было три фильма о великом человеке: датский немой фильм 1917 года, греческий - 1980 года и американский 1956 года (там роль Александра сыграл Ричард Бартон). Проект Стоуна стал одной из составляющий повального безумия, охватившего киношный мир в начале 21 века. Решительно все хотели снимать кино об Александре Македонском! В разработке одновременно находились четыре полнометражных и два телевизионных проекта.

Оливер Стоун начал подступаться к фильму об Александре Великом еще в конце 90-х годов. Поначалу он планировал пригласить на главную роль Тома Круза, что выглядело странновато: все-таки Крузу, при всей его моложавости, по жизни гораздо больше, чем требовала роль. Затем вроде был утвержден Хит Леджер, однако в мае 2002 года на роль македонского царя пригласили Колина Фаррелла. В середине 2002 года возникли серьезные проблемы с финансированием (бюджет оценивался в 100 миллионов долларов), из-за чего проект одно время даже считался умершим. Оживили его люди с Warner Bros в конце декабря 2002 года, согласившись предоставить необходимые средства. Это дало проекту "зеленый свет" и повысило его шансы в гонке двух "Александров" - поскольку съемки единственного из трех конкурентов, который таки дошел до стадии реализации, "Александра Великого" База Лурманна, к тому времени были перенесены на конец 2003 года.

В середине июля 2003 на роль матери Александра - Олимпии была утверждена Анджелина Джоли. В середине сентября поступило сообщение о том, что отца великого человека - царя Филиппа V - сыграет Вэл Килмер.

Компании-производители - Pacifica ("Там, где деньги", "Сестричка Бетти"), Intermedia Films/IMF ("K-19", "Планета Кей-Пэкс"). Срок начала съемок - сентябрь 2003 года. По начальному плану, съемки должны были стартовать в октябре 2002 года в Индии, затем - в январе 2003 года в Марокко, затем - в июне 2003 года. Первой сценой, за которую взялся Стоун, стала грандиозная битва при Гавгамелах, где в 331 году до нашей эры войска Александра нанесли сокрушительное поражение персам. Как сообщал Variety, В работе над эпизодом были заняты более 800 статистов, на строительство декораций потрачены несколько миллионов долларов.

Сценарист - Кристофер Кайл, "придворный писатель" режиссера Кэтрин Бигелоу, автор сценариев для ее фильмов "К-19" и "Вес воды".

Последний самурай

Производитель: Warner Bros., 2004

Жанр: Экшн, приключения, драма, война

Актеры:
Кен Ватанабе
Том Круз

Режиссер: Эдвард Цвик

Длительность: 2 ч. 24 мин.

Действие происходит в 1870-х годах. Именно тогда в Японии начались реформы, призванные превратить эту страну из феодальной замкнутой монархии в современную державу. Происходящие изменения мы видим глазами капитана Вудроу Олгрена - солдата-алкоголика, ветерана гражданской войны в США. Он прибыл в Японию, чтобы ознакомить с современными веяниями в военном деле мейджи - императорские войска, которые должны уничтожить остатки сепаратистов-самураев. В сражении с противниками централизации Олгрен получает ранение и попадает в плен к самураям, где знакомится с их военным искусством и кодексом самурайской чести. Глава самураев Кацумото предлагает Олгрену решить - на какой стороне в японском конфликте он хотел бы воевать.

Warner Bros считает этот фильм одним из пяти ключевых проектов 2003 года - наряду с двумя продолжениями "Матрицы", третьим "Терминатором" и Looney Tunes: Back in Action.

Поставлен по сценарию Джона Логана ("Гладиатор", "Машина времени", "Каждое воскресенье", "Звездный путь: Немезида", "Синдбад: Легенда семи морей"). Сюжет фильма не имеет ничего общего с книжным хитом 2000 года - одноименным романом Хелен ДеВитт.

Том Круз дал согласие сниматься в "Последнем самурае" после того, как у него не сложилось с другим фильмом о ветеране гражданской войны - "Холодная гора" (там его заменил Джуд Лоу). Вообще, Крузу не впервой играть спившегося ветерана войны - вспомним "Рожденный 4 июля". Его участие в "Последнем самурае" может принести ему "Оскар", которого у него в коллекции киношных призов пока нет. Во всяком случае, киноакадемики любят исторические эпосы.

Круза учил фехтованию на мечах Ник Пауэлл - уже практически легендарный мастер, который натаскивал Рассела Кроу для "Гладиатора", Мэла Гибсона для "Храброго сердца" и весь состав "Мумии".

Во время съемок Круз чуть было не лишился головы самым натуральным образом. Виною этому оказался хорошо известный съемочный механизм - механический конь, на котором "скакал" Круз. Прибор заклинило как раз в тот момент, когда партнер Круза, японский актер Хироюки Санада наносил ему размашистый удар мечом. К счастью, Санада сумел сдержать удар и остановил лезвие всего в нескольких сантиметрах от шеи Круза.

Компании-производители - Radar Pictures, Bedford Falls (компания Эдварда Цвика), Cruise-Wagner Productions (компания Тома Круза и его деловой партнерши Полы Вагнер). Бюджет фильма - 100 миллионов долларов. Съемки - 10 октября 2002 - 9 мая 2003 (Япония, Новая Зеландия, Калифорния).

Съемки в Новой Зеландии вызвали сильное сопротивление со стороны коренных жителей - маори. Старейшины местного племени объявили гору Тарихака божественной особой, которую нельзя оскорблять изображением на пленке. Между тем, окрестности новозеландского городка Нью-Плимут были выбраны для съемок, потому что вулкан Тарихака напоминает японскую Фудзи. Перед этим в течение нескольких месяцев у подножия вулкана, специально для фильма создавалась точная копия средневековой японской деревни. Компания-производитель Samurai Pictures отрицала, что когда-либо обещала маори не использовать виды горы в своем фильме. Для спасения картины пришлось срочно вмешаться Тому Крузу.

Накануне американского релиза Эдвард Цвик был награжден за "Последнего самурая" призом Национального совета кинокритиков как режиссер года.

Эдвард Цвик, начинавший свой трудовой путь как журналист. Первый полнометражный фильм - "Насчет последней ночи"(1986). В 1989 стал известен благодаря "Славе", получившей номинацию на "Золотой глобус". Другим пиком карьеры стал для Цвика фильм "Легенды осени" (1994), за который он также получил номинацию на "Золотой глобус". Кроме этого, снимал: "Оставь как есть" (1992), "Смелость под огнем" (1996), "Осада" - режиссура плюс сценарий (1998).

Том Круз родился 3 июля 1962 года в городе Сиракузы (штат Нью-Йорк). Дебют в кино - "Бесконечная любовь" (1981). Звездой американского масштаба стал в 1986 благодаря роли в "Лучших стрелках" Тони Скотта, в этом же году сыграл еще две заметные роли - "Цвет денег" и "Легенда". Оправдал звездный статус в 1988 удачной работой в "оскароносном" "Человеке дождя" и "Коктейле". Пиком карьеры стал "Рожденный четвертого июля" Оливера Стоуна (1989), за игру в котором Круз получил "Золотой глобус", был номинирован на "Оскар" и приз Нью-йоркского сообщества кинокритиков. Дальнейшие фильмы: "Дни грома" (1990), "Несколько хороших парней" - номинация на "Золотой глобус", "Далекая страна" (1992), "Фирма" (1993), "Интервью с вампиром" (1994), "Миссия невыполнима", "Джерри Магуайр" - номинации на "Оскар" и "Золотой глобус" (1996), "Магнолия" - "Золотой глобус" и номинация на "Оскар" как актера второго плана, "Широко закрытые глаза" (1999), "Миссия невыполнима-2" (2000), "Ванильные небеса" (2001), "Особое мнение" (2002).

На пресс-конференции в пригороде Осаки перед самым началом съемок, Том Круз сказал: "Я всегда питал глубокое уважение и особое чувство к японскому народу и элегантности и красоте самурайского духа. Что мы надеемся сделать - так это отдать дань этому духу. Наше намерение - воспеть красоту этой части япоснской культуры". "

Том Круз - о трудностях роли: "Я был вынужден тренироваться восемь месяцев прежде, чем мы смогли приступить к съемкам. Только, когда во мне прибавилось 10 килограммов мышц, я смог управляться с мечами в полном самурайском обмундировании"

Film Hobbit: Отправляясь на просмотр фильма, я не был уверен в том, чего можно ждать от Тома Круза нынешнего. Даже, если принять во внимание тот факт, что он хороший актер, его знаменитая персона столь проникновенна, что стало совершенно невозможно отделить героев, которых он играет, от образа суперзвезды, уже успевшего укорениться в нашем сознании. Выяснилось, что Том Круз - это только маленькая часть того, что составляет фантастически совершенный эпос. "Последний самурай" - редкий вид эпоса, который сочетает в себе визуальную красоту, хватающий за сердце экшн и драму. Цвик прекрасно воспользовался кинематографией Джона Толла, чтобы воспроизвести страстный хрупкий образ Японии. Благодаря этой работе легко можно понять, почему Олгрен так бесповоротно влюбился в эту страну и ее людей. Создатели подбросили достаточно перца, чтобы удержать фильм в рамках рейтинга "R", но и не переборщили в расчете на невзыскательную аудиторию. А это нелегкая задача, когда у вас в распоряжении 500 сражающихся воинов и вы никак не можете избежать показа таких вещей. Циничные придиры не преминут указать на сходство этой картины с "Танцами с волками". Как и картина Костнера, "Последний самурай" - это фильм не только о войне, но и детализированный взгляд на умирающую культуру, что обеспечивает работа Кена Ватанабе. Он разрывается между обязанностью по отношению к людям, своей честью и императором. Он дает Олгрену второй шанс, рискуя своими людьми, и все это зиждется на хрупкой мечте. Лучше всего то, что он не кажется европеоизированной версией того, каким в нашем представлении должен быть самурай. Он, как и каждый дюйм этой картины, излучает японскую культуру. С другой стороны, Круз есть Круз и он смотрится уместно и симпатично в этой картине, держит ли он винтовку или размахивает самурайским мечом. Говорить об оскаровской награде для него слишком преждевременно, не потому что он бледно выглядел, а потому что он сделал то, что требовалось. Такая игра не является шагом далеко вперед, особенно, если иметь в виду такие сложные роли, как в "Магнолии" и "Ванильном небе". Пожалуй, эту роль можно сравнить с той, которую он сыграл в "Лучших стрелках". Это может показаться странным, особенно если принять во внимание то описание характера, которое предшествовало этой роли, и я ни в коем случае не хочу сказать, что характер Олгрена лишен глубины. Просто, исполнение этой роли не потребовало от всегда талантливого Круза ничего, чего бы он не изобразил раньше. Эпическим совершенством делают "Последнего самурая" не только батальные сцены. В фильме в основном говорят по-японски, а Олгрен страстно хочет общаться именно в том мире, в котором никто не говорит на его языке. Его разговоры с Кацумото, который говорит по-английски, полны юмора и трогательны. Даже финал картины, который выходит за рамки правдоподобия, не портит великолепного создания Цвика. Глубокие понятия долга, чести и дружбы ставят это фильм на голову выше просто фильмов о войне.

Apollo Movie Guide's Review: Вызывая в памяти "Танцы с волками" и "Храброе сердце", "Последний самурай" все-таки лучше их обоих, более умный и целеустремленный и менее эгоманиакалный, во всяком случае по сравнению гибсоновской одой самому себе. Том Круз, конечно же, мега-звезда и в картине к нему так и относятся, но границы его образа четко ограничены. "Последний самурай" - это, несомненно, фильм о войне. Здесь есть несколько больших батальных сцен, они волнующи и жестоки. Но суть картины не столько в войне, сколько в том, как затягиваются военные раны. В фильме можно проследить параллель между судьбой самураев и американских индейцев, что дает пощечину американскому империализму. Олгрен постепенно проходит путь самурая, здесь нет никакой волшебной трансформации, поэтому то, что прожженный американский пьяница смог превратиться в благородного самурая, выглядит правдоподобно.

Троя

Производитель: Warner Bros., 2004

Жанр: Экшн, драма, война, приключения

Актеры:
Брэд Питт
Эрик Бана
Орландо Блум
Даян Крюгер
Шон Бин
Брайан Кокс

Режиссер: Вольфганг Петерсен

Во все времена люди вели войны. Кто-то - в надежде обрести власть, кто-то - в погоне за славой и почестями, а кто-то - во имя любви.

В древней Греции страсть двух самых легендарных в истории любовников - Париса, царевича Трои (Орландо Блум), и Елены (Дайана Крюгер), царицы Спарты, становится причиной войны, которая ставит под угрозу существование цивилизации. Когда Парис похищает Елену у ее мужа, царя Менелая (Брендан Глисон), он наносит тому смертельное оскорбление. Семейная гордость диктует свои правила: обида Менелаю - это обида и его брату Агамемнону (Брайан Кокс), могущественному царю Микен, который, не теряя времени даром, объединяет все многочисленные народы Греции, чтобы украсть Елену из Трои и восстановить репутацию брата.

На самом же деле Агамемнон прикрывает благими намерениями свою непомерную алчность: контроль над Троей позволит ему усилить могущество его и без того обширного царства. Город, огражденный крепостной стеной, управляемый царем Приамом (Питер О'Тул) и обороняемый могучим царевичем Гектором (Эрик Бана), - это цитадель, которую не удалось взять еще ни одной армии. И лишь от одного человека зависит победа или поражение Трои - от Ахиллеса (Брэд Питт), который слывет самым великим воином из живущих.

Высокомерный, непокорный и внешне непобедимый Ахиллес никому и ничему не предан, кроме собственной славы. Именно ненасытная жажда мировой известности подвигает его на штурм главных ворот Трои под знаменами Агамемнона. Но судьбу его в итоге предрешит любовь.

Два мира столкнутся в войне за обладание властью и обретение чести. И в стремлении к славе падут тысячи. И будет стерт с лица земли целый народ. Во имя любви.

О сюжете

Страсть становится причиной всех захватывающих событий, разворачивающихся в "Трое", эпической летописи, повествующей о триумфе и трагедии легендарной Троянской войны.

Благодатной почвой для взращивания семян раздора и войны явилось пиршество царя Спарты Менелая, который решает примириться с царем Трои Приамом. Сторону Приама на празднике представляет его старший сын, царевич Гектор, защитник Трои. Пока два лидера празднуют окончание бесконечных лет опустошительных войн, неожиданно исчезает Парис, необыкновенно красивый брат Гектора. Исчезает затем, чтобы появиться в спальных покоях жены Менелая Елены, известной своей неземной красотой. Когда втайне от Гектора Парис похищает Елену из дворца Менелая, он предрешает не только свою судьбу, но и судьбу всей нации: многочисленные народы Греции сплотятся и пойдут на Трою войной.

В рядах снаряженной армии оказывается Ахиллес, настолько великий воин, что одно его имя приводит всех врагов в благоговейный ужас и трепет. Ходят слухи, что его мать Фетида (Джули Кристи) - настоящая богиня, поэтому Ахиллесу досталось от нее бессмертие. В действительности же он обыкновенный человек, и единственная возможность стать бессмертным - это пойти путем смертного: оставить в свитках истории свое имя.

Стремительно растущая слава Ахиллеса вынуждает Агамемнона, надменного и амбициозного царя греков и брата Менелая, призвать его на войну против троянцев. Несмотря на то, что Ахиллесу известно о стремлении Агамемнона делать все ради собственной выгоды, его собственная ненасытная страсть к славе и вечному признанию приводит его на поле брани.

Гектор и Парис успевают прибыть в Трою до того, как туда вторгается греческая армада. Перед их отцом, царем Приамом, стоит выбор: либо начать войну с греками, либо вернуть Менелаю украденную невесту и таким образом подвергнуть Париса смертельной опасности, потому как молодой царевич обязательно последует за своей возлюбленной. Вскоре выбор становится очевиден: Парис не собирается отказываться от Елены, а Приам не собирается приносить в жертву своего сына. Война становится единственным выходом.

И вот приходит день битвы. Тысячи греческих военных кораблей причаливают к побережью Трои. И даже командование могучего Гектора вряд ли сможет помешать грекам мгновенно захватить побережье, ведь во главе атаки - сам Ахиллес.

К заходу солнца вся земля становится пропитана кровью и греков, и троянцев. Сердце Елены разбито, ведь ценой ее счастья оказывается смерть и разрушение, остановить которые она, увы, не в силах. Ее удерживает любовь Париса, для которого такой исход событий - тоже удар.

Но и общий удел не столь очевиден, как полагают троянцы. Не все гладко между Агамемноном и его достойным воином Ахиллесом, который совсем не скрывает своего презрения к царю. Этот воин сражается исключительно ради своей славы, до тех пор, пока в его шатре не оказывается непокорная и напуганная девушка - трофей Ахиллеса за опустошение храма Аполлона, главного бога и защитника Трои. Девушку зовут Брисеида (Роз Бирн), и она приходится Гектору кузиной. Красивая служительница храма, она, наверное, единственная из живущих, у кого сила Ахиллеса не вызывает ужас. Заинтригованный, Ахиллес берет ее под свою опеку.

Очень скоро он узнает цену такой привязанности. Ахиллес понимает, что он не может защищать Брисеиду от прихотей злого и завистливого царя, которому не терпится наказать воина за его презрительное к себе отношение. Когда Агамемнон похищает Брисеиду, взбешенный Ахиллес отказывается поднимать свой меч во имя мстительного царя. А без помощи Ахиллеса, с которым греки казались непобедимыми, троянцы становятся поистине грозными противниками. В итоге кровавая бойня приводит к жестокому истреблению обеих наций.

Фильм "Троя" создавался на основе "Илиады", эпического литературного произведения античного поэта Гомера. Считается, что эпосы, создание которых приписывается Гомеру, появились на свет в восьмом веке до нашей эры, то есть приблизительно через триста-четыреста лет после предположительной гибели Трои. И хотя до сих пор остается неясным, выступил ли Гомер только рассказчиком устных хроник или их автором, его работе удалось пережить века и стать самым захватывающим повествованием о событиях дней минувших.

Подбор актеров

Перед актерским составом Петерсена стояла довольно непростая задача: со всей возможной правдоподобностью показать аудитории события, разворачивающиеся более трех тысяч лет назад, а также донести до зрителя непреходящий характер человеческой трагедии.

Подобрать наиболее подходящего актера на роль непобедимого Ахиллеса было одной из ключевых задач, с которыми столкнулись создатели фильма. Неудивительно, что оживить легенду предложили лауреату "Золотого глобуса" за выдающуюся игру в "Двенадцати обезьянах" Брэду Питту, звезде таких разножанровых картин, как "Бойцовский клуб" и "Одиннадцать друзей Оушена". "У Брэда есть и талант и магнетизм, необходимый для того, чтобы зрители поверили в Ахиллеса как в выдающегося воина и харизматичного лидера, способного быть человечным", - говорит Петерсен.

Питт был заинтригован своим сложным и многогранным персонажем. "Личность Ахиллеса раскрывается далеко не сразу, - рассказывает актер. - Гомер очень искусно выписывает всех героев, постоянно прибегая к методу ретроспекции. Стоит только увидеть в Ахиллесе безжалостного убийцу, как эпизоды из прошлой жизни воскрешают его гуманность и милосердие. Подобные конфликтные противоречия, к которым обращается Гомер, позволяют показать поистине исключительного человека - Ахиллеса".

Исполнительский состав проекта может похвастаться как молодыми талантами, так и знаменитыми актерами театра и кино. Царевича Гектора играет Эрик Бана, звезда проектов "Халк" Энга Ли и "Взгляд изнутри" австралийского производства. "Личность Гектора сразу же нашла во мне отклик, - вспоминает актер. - Он благороден и отважен. И настоящая семья для него - это не только жена и ребенок, а вся Троя. Безусловно, это эпическая картина, но, на мой взгляд, именно межличностные отношения и формируют подобный драматический эпос".

Младшего брата Гектора, обольстительного принца Париса, исполняет Орландо Блум, мировая известность к которому пришла после участия в легендарной трилогии "Властелин Колец". "Парис привлек меня своим типажом: это антигерой, - говорит актер. - Он не похож ни на одного персонажа, которые мне доводилось играть. Парис - второй сын Приама, и он всегда вел довольно уединенный образ жизни, даже не думая об ответственности, которую несет на себе воин или царь. Несмотря на то, что он вырос в мире политики, полной подводных камней и опасности, его собственный мир всегда оставался простым. Но лишь до тех пор, пока его любовь и страсть к одной женщине не оказываются причиной войны. Между двумя народами разыгрывается битва, и во имя любви Парис теряет все, что было ему дорого".

Длительные поиски актрисы на роль царицы Елены привели режиссера к немецкой актрисе Дайане Крюгер, ранее сыгравшей главную героиню в драматической картине "Мой кумир". "В отличие от "Илиады" фильм показывает Елену более человечной, давая возможность зрителю почувствовать, насколько, должно быть, ей было одиноко жить в золотой клетке, по воле обстоятельств оказавшись замужем за человеком вдвое старше себя, - размышляет Дайана. - Когда Елена встречается с Парисом, в ее душе неожиданно просыпается надежда на любовь, которой она никогда прежде не испытывала, надежда на хоть и мимолетную, но свободу. Мне хотелось бы верить, что Париса привлекла не только ее красота, но и ранимость, которой пропитана ее аура".

Разноплановый актер Брендан Глисон играет царя Менелая, которого покидает Елена. "Менелай - это спартанец, немного подрастерявший свою суровость, - говорит Глисон, в творческую биографию которого вошли такие проекты, как "Банды Нью-Йорка" и "28 дней спустя". "Спартанцы всегда славились своей воинственностью и жесткостью, а дни сражения Менелая близятся к концу, - продолжает актер. - Хоть он и малопривлекательный персонаж, но в какой-то момент я почувствовал к нему симпатию. Менелай - мужчина средних лет, у которого красивая молодая жена, и его посещает страх, типичный для его возраста: что придет молодой мужчина и уведет ее. Выше этой проблемы он уже просто не в состоянии смотреть. Но по большому счету, Менелай - достойный мужчина, и на троянскую войну он идет ради своей жены и возвращения чести".

Роль алчного брата Менелая, царя Агамемнона, досталась известному актеру Брайану Коксу, чье участие в фильмах "25-й час" и "L.I.E." получило широкое признание критиков. "На мой взгляд, в представлении Агамемнона Троя, если говорить современным языком, - ничто иное, как какое-то сборище хиппи не от мира сего, где все ведут уединенный образ жизни, будучи отрезанными от реального мира и всеобщего прогресса, - рассказывает Кокс. - Поэтому он хочет сделать троянцев частью реального мира, но достаточно жутким способом. Агамемнон опьянен своей властью, и в его погоне за Троей есть какая-то фатальность. Это избитая фраза, но она отражает истину: власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно".

Питер О'Тул, семь раз выдвигавшийся на получение "Оскара" и ставший обладателем награды Американской киноакадемии за вклад в развитие кинематографа, изображает почтенного царя Трои Приама. "Приам сам приводит себя к гибели, - комментирует О'Тул, которому, безусловно, очень пригодился богатый опыт исполнения лидеров. - В его крови - особая надменность миротворца. То был мир военной аристократии, но Приам - его исключение, потому что за стенами Трои он находится в полной безопасности, и благодаря этому на протяжении многих лет ему удается сохранять мир. Приам не собирается ни на кого нападать, но если кто-то осмелится покуситься на Трою, сразу же встанет на защиту города. А проломить стены Трои еще не удавалось никому".

Тягостная встреча Приама и Ахиллеса становится одним из самых трогательных моментов картины. Незадолго до начала съемок этого эпизода Петерсен перенес съемочную площадку в бальный зал одного из отелей в Мексике, чтобы обеспечить полную тишину и дать актерам возможность полностью сконцентрироваться. Подобные приготовления окупились сторицей. "Там было такое безмолвие, - вспоминает Петерсен. - Никогда этого не забуду. Брэд сидел после съемок эпизода практически в состоянии шока. А Питер О'Тул - что я тут могу сказать? Это один из тех моментов в создании фильма, которые навсегда врезаются в память".

Роз Бирн, звезда таких кинолент, как "I Capture the Castle" и "Goddess of 1967", играет племянницу Приама, молодую непорочную Брисеиду, служительницу Аполлона. Ее захватывают греки и преподносят Ахиллесу в качестве дара. "Многое в Брисеиде вызывает мое восхищение, - восторгается Бирн. - Ей всего семнадцать, и всю свою жизнь она вела уединенный образ жизни в Трое. И вдруг Брисеида становится пленницей войны, но, несмотря на боль и страдания, ей удается остаться сильной и не уронить честь и достоинство. Проходит совсем немного времени, и она становится настоящим воином". В конечном счете, эта личность оказывает сильное влияние на Ахиллеса и, как следствие, на ход истории. "Она становится эмоциональным ядром Ахиллеса, - добавляет актриса. - Просто, чтобы ему сочувствовать, надо уметь видеть его душу".

Звезда кинематографа Джули Кристи, лауреат "Оскара" как "Лучшая актриса" за участие в проекте "Дорогая", присоединилась к великолепному актерскому составу в качестве Фетиды, матери Ахиллеса. Роль Кристи достаточно ответственна, ведь ее героиня оказывает большое влияние на судьбу Ахиллеса. "В Фетиде есть что-то от пророчицы, - говорит Питт. - Она ставит перед Ахиллесом дилемму: если он не пойдет на войну, то у него будут дети, которые будут его любить, и дети его детей тоже будут его любить, но после этого имя его предастся забвению. Если же выбор Ахиллеса падет на войну, то о его подвигах будут говорить не одно тысячелетие подряд. Но в этой войне он найдет свою смерть. Фетида дает ему понять, что если он выбирает войну, то он обрекает себя на смерть".

Зная, что Ахиллес так просто не согласится на участие в сражении, Агамемнон подсылает к нему Одиссея, царя Итаки и верного друга Ахиллеса, чтобы тот уговорил воина пойти в этот бой. "Одиссей очень жесткий и умный тактик, - поясняет Шон Бин, которому досталась роль царя. - Это смелый мужчина, человек чести и хороший воин, но его участие в этой истории немного больше, чем просто миссия посла или дипломата. Никто не понимает Ахиллеса лучше Одиссея, который видит, почему тот не горит желанием иди на войну с Агамемноном, не вызывающим большого доверия. Ахиллес и Одиссей разделяют взаимное восхищение и уважение, и если кто-то в состоянии убедить Ахиллеса в чем-то, то только Одиссей. Поэтому Ахиллес соглашается".

"Наша история повествует о человеческом роде как таковом, - подводит итог Петерсен. - Здесь нет черного и белого. Это не тот случай, когда можно сказать: "О'кей, вот плохая публика, а вот - хорошая". Подобная модель архаична. Разворачивающиеся на экране события современны в том плане, что показывают реальность человеческой драмы. Жизнь намного сложнее и интересней, а значит и трагичней".

И завершают превосходный актерский состав: Саффрон Берроуз в роли Андромахи, преданной жены Гектора; Винсент Реган в роли Эвдора, соотечественника Ахиллеса и командира мирмидонян, и, наконец, Гарретт Хедланд в роли любимого двоюродного брата Ахиллеса, Патрокла.

Эпическое производство

Масштабное производство с гигантским размахом, съемки "Трои", бесспорно, были достаточно амбициозным проектом. Режиссер Вольфганг Петерсен взял на себя все трудности постановки трагедии человеческих взаимоотношений на эпическом уровне: "Наша история - это тесно переплетенные линии судеб, выдающиеся персонажи и глубокие эмоциональные переживания. Уже одно это само по себе весьма непросто донести до зрителя. Не говоря о том, что действие разворачивается на фоне грандиозного исторического полотна".

Художественное оформление было неотъемлемым и ключевым аспектом в создании картины с таким сногсшибательным размахом. Воплощать в жизнь специфику древнего мира Петерсен пригласил художника-новатора Найджела Фелпса. "У Найджела громадный багаж знаний той эпохи, и его первые наброски были действительно очень красивыми, - вспоминает режиссер. - И он, и все его помощники сутками корпели над книгами и исследовательскими материалами, и я был буквально потрясен их находками".

"Главная и основная сложность заключалась в том, чтобы придать фильму эпическую ауру, - говорит Фелпс. - Вольфганг неоднократно подчеркивал, что он хотел видеть фильм правдоподобным и реалистичным. Проделав кое-какие исследования, я пришел к выводу, что реальность того времени такова, что фактически все было весьма скромного масштаба. В 1200 году до н.э. представителями наиболее выдающихся культур были микенцы и египтяне. Я сделал следующее: соединил искусство микенской культуры с искусством Египта, которое поражает своим величием и размахом. В итоге мы стали оперировать немного другими категориями, которые, с одной стороны, были достоверны с эпохой, а с другой - отвечали требованиям эпического проекта".

Бoльшая часть исследований проходила в Британском музее с использованием коллекции артефактов, найденных при раскопках на территории Турции, где предположительно находилась Троя. Существует много домыслов относительно того, какой в действительности была Троя в период событий, описываемых в "Илиаде". На месте раскопок были найдены свидетельства существования сразу нескольких древних городов, каждый из которых был возведен строго на поверхности другого. Троя-VI - это как раз тот самый культурный слой, представляющий период, над воссозданием которого и работал Найджел Фелпс со своей командой.

В основном действие картины разворачивается в Трое - в самом городе и во дворце - и в ее округе: на побережье, куда высаживаются греки, и на поле битвы. Также в фильме были показаны долина Фессалии, находящаяся на территории Греции, и царства Спарта и Микены. "Мы старались как-то разграничить культуры, - говорит художник-постановщик. - Если микенский мир Агамемнона строится на золоте, богатстве и имуществе, то жизнь спартанцев представляется достаточно бесцветной. Что же касается Трои, то когда мы до нее добираемся, то нашему взору предстает очень много зелени".

Основной интерьер был возведен в павильонах студии "Шеппертон" неподалеку от Лондона, что нельзя сказать о самой Трое, которую было просто невозможно вместить в одну съемочную площадку.

"Мальта - очень живописный остров с красивыми скалами и утесами, - рассказывает продюсер Дайана Рэтбен. - И все же масштаба побережья было недостаточно, чтобы нашим экспертам по компьютерной графике удалось высадить на берег тысячи кораблей. Аналогичная ситуация имела место и с необработанными землями, которых явно не доставало для постановки сражения с участием семидесяти пяти тысяч воинов. Поэтому нашим окончательным выбором стала Мексика".

Съемки "Трои" начались 22 апреля 2003 года в "Шеппертоне", где, в частности, были возведены декорации Троянского дворца, в который вошел зал для заседаний и жилые царские покои. У зданий того времени не было таких крыш, к которым привыкли мы. И это было характерно для той эпохи, так как единственными источниками света и тепла были солнце и огонь, который обыкновенно зажигали в центре каждой комнаты. Когда дело дошло до художественного оформления зала заседаний Приама, то для его декорирования придумали зеркальный пруд. Также из отличительных элементов декорации следует отметить пятнадцатиметровую статую Зевса, бога грома, держащего золотой скипетр и окруженного пятиметровыми статуями других олимпийцев, каждый из которых был украшен золотыми символами собственной власти.

"Религиозные мотивы являются ключевыми элементами этого фильма, - говорит Найджел Фелпс. - Когда мы создавали статуи, то руководствовались более ранними и более поздними скульптурами той эпохи. Правда, принимая во внимание общий стиль создаваемого нами фильма, нам пришлось немного модифицировать их прически и одежду".

Возведение Трои

Из Лондона съемочная группа направилась на Мальту, где впоследствии на десяти акрах земли внутри военного комплекса XVII века - форта Рикасоли - были сооружены все здания Трои. Мальта - это одна из стран, изобилующих артефактами и развалинами, некоторые из которых датируются парой тысячей лет ранее событий, разворачивающихся в Трое. Решив, что ни один из существующих архитектурных комплексов не мог существовать в 1200 году до н.э., создатели фильма принялись возводить город с "нуля". В начале года на Мальту направили около двухсот английских мастеров и ремесленников, которые присоединились к пятистам мальтийским рабочим, уже приступившим к постройке Трои.

Все время, пока сильные ветры, невыносимая жара и влажность вносили разлад в съемочный график Петерсена, внутри форта Рикасоли продолжали идти строительные работы. В действительности, только прослушав прогноз погоды, можно было вести речь о построении графика съемок на день.

Для съемок сцены, в которой Гектора и Париса, впервые представляющих Елену жителям Трои, сопровождает кавалькада из воинов Аполлона, порядка тысячи двухсот статистов пришлось одеть в тематические костюмы, наложить грим и причесать. "Это тот момент, когда зрители впервые видят мир Трои, - комментирует Фелпс. - И очень важно, чтобы их реакция была такой же, как у Елены, когда она впервые видит этот город. Зрители должны почувствовать благоговейный страх и трепет".

Троянский конь

"Создание коня ставило перед дизайнерами определенные трудности, - вспоминает художник-постановщик. - Если рассуждать логически, то единственным строительным материалом для греков могла быть древесина от полусожженных кораблей. И потом облик коня должен быть отражать отчаяние, с которым греки строили его на протяжении долгих двенадцати дней. Но что самое главное, он должен был сыграть на религиозных верованиях троянцев. Ведь что-то должно было подвигнуть греков на то, чтобы они затащили его прямо в центр площади, где обыкновенно проходили все религиозные ритуалы".

Над дизайном коня работали три художника-концептуалиста, чью идею некоторое время спустя, воплотил в жизнь скульптур в виде 30-сантиметрового макета, за которым последовало создание коня уже в полную величину.

Конструирование коня проходило на студиях "Шеппертон" в Лондоне. Стоит отметить, что строили его двумя частями, так как пространство студии физически не давало возможности уместить внутри гигантскую конструкцию целиком, которая была собрана лишь три месяца спустя на Мальте. Выстроенный из стали и декорированного под дерево стекловолокна, конь весил одиннадцать тонн и возвышался на 12 метров. На его сборку ушла не одна неделя.

Сожжение Трои

После того, как завершились съемки эпизодов, действие которых разворачивается в живописной Трое, создатели фильма подошли к финальному этапу съемок на Мальте: сожжению дотла своего детища. Съемки уничтожения Трои потребовали от создателей фильма огромных усилий: надо было провести скрупулезное планирование, координацию и уж затем непосредственное разрушение города. "С тех пор как на экран вышли "Унесенные ветром", мало какой проект мог похвастаться организацией такого крупного пожара на съемочной площадке, - комментирует супервайзер по специальным эффектам Джосс Уильямс. - И все же наш пожар немного отличался от того, что был в "Унесенных ветром", тем, что мы его контролировали и в любой момент могли погасить, в то время как в случае с вышеупомянутым фильмом пожар был полностью стихийным".

Вдоль улиц Трои позади городских зданий были протянуты трубы с бензином, соединенные с пятью цистернами с жидким пропаном. Контроль всей системы осуществлялся с помощью 350-ти индивидуально управляемых клапанов. Емкость каждой цистерны составляла 5,000 литров бензина, который мог быть использован либо в виде пара, либо - жидкости. В жидком виде бензин увеличивал плотность огненных паров в 270 раз. Именно в эпицентр этих взрывных испарений и была заброшена команда каскадеров Саймона Крейна наряду с Брэдом Питтом, Брайаном Коксом и Шоном Бином.

Безусловно, в подобных обстоятельствах соблюдение мер безопасности было неотъемлемым аспектом производственного процесса.

"Совершенно очевидно, что в таких условиях съемки соблюдение безопасности было для нас серьезной заботой, - поясняет Саймон Крейн, постановщик трюков с солидным стажем. - Именно поэтому во многом мы полагались на репетиции. В данном случае с каждой новой репетицией риск значительно снижался. Фактически подготовка к уничтожению Трои заняла недели. Даже при соблюдении всех предосторожностей всегда что-то может пойти не так, поэтому наготове у нас была надежная команда фельдшеров, необходимый транспорт и несколько бригад на случай экстренной эвакуации".

Благодаря скрупулезной подготовке и бдительности всех тех, кто был задействован в процессе съемок разрушения Трои, ни один из участников не пострадал.

Финальное сражение

11 июля в Лос-Кабосе начался самый изматывающий этап съемок "Трои". По прибытии 350-ти мексиканских рабочих стало ясно, что им предстояло проделать титанический труд по подготовке территории непосредственно к самим съемкам.

К моменту появления актерского состава и съемочной группы на участке в 2800 акров, предназначенных для съемок, уже была проделана серьезная работа. Для построения греческих кораблей, великолепного Храма Аполлона и величественных стен Трои отдельно было нанято 230 рабочих.

Одним из наиболее серьезных препятствий, с которыми пришлось столкнуться создателям фильма во время производства, стала подготовка территории для возведения стены. Тысячи акров мексиканского побережья представляли собой не что иное, как заросли кустарников и кактусов, простирающихся к морю.

Как выяснилось, разрешение на истребление флоры могло быть получено только при условии сохранения определенных видов кактусов. В результате, после пересчета, систематизации и прикрепления бирок на каждый из кактусов ботаниками, порядка четырех тысяч растений было выкопано вручную и пересажено в рассадник, где за ними ухаживали на протяжении всего периода съемок, по завершении которого все кактусы были пересажены обратно.

Аналогичная ситуация имела место и в случае с представителями живой природы. Побережье Мексики оказалось местом обитания черепах, поэтому проведение съемок на таком протяженном участке потребовало от съемочной группы организации и претворения в жизнь программы по их защите. На протяжении полугода, в течение которых шли съемки, денно и нощно территорию побережья патрулировали два специалиста. Едва заметив, что черепахи отложили яйца, команда тут же их собирала и переносила в огороженную инкубационную зону. Сорок пять дней спустя, когда детеныши появлялись на свет, их переносили на побережье и выпускали на волю.

Как только необходимая площадь была полностью подготовлена, 80 строителей под руководством менеджера по строительству Тони Грейсмарка начали возводить внешние стены и ворота Трои. Потребовалось четыре месяца и двести тонн штукатурки, чтобы воздвигнуть всю постройку. Была выстроена стена протяженностью 155 метров со средней высотой 12 метров, которая в области ворот достигала 19 метров. Впоследствии стена прошла компьютерную обработку и была значительно продлена в обе стороны.

К сожалению, когда съемки были практически завершены, создателям фильма пришлось взглянуть правде в глаза: их стена оказалась далека от неразрушимой. 21 сентября 2003 года на южный мыс Баха обрушился ураган Марти. Декорации фильма потерпели значительные повреждения, включая обрушение 2/3 троянской стены в ее центральной части.

Вступая в сражение

Помимо тем любви и чести, "Троя" повествует о жестокой реальности войны, поэтому многие сцены сражения должны были быть не просто визуально привлекательными и технически совершенными, но и в некотором роде шокирующими для восприятия, показывающими все ужасы суровой войны.

К восьми каскадерам Крейна присоединились еще пятьдесят каскадеров со всего мира. До начала съемок команда репетировала на протяжении долгих шести месяцев. Кроме того, было привлечено порядка тысячи статистов, которых разбили на группы по способностям.

Достаточно непростым оказался процесс разработки боевой стратегии для Ахиллеса, который в бою всегда оставался непобедимым. "Фактически речь идет о трех месяцах и тридцати помощниках, которые занимались прорабатыванием концепций приемов Ахиллеса, - говорит Крейн. - У него боксерский стиль, но скорость конькобежца и ловкость пантеры. Еще он никогда не смотрит на противника. Взгляд Ахиллеса всегда направлен слегка в сторону, и уж если он посмотрел в глаза, то это говорит об одном: он собирается убить свою жертву".

Полгода потребовалось Брэду Питту на то, чтобы обрести необходимую физическую форму. "Помимо прохождения физической подготовки, мне пришлось набрать много веса, - комментирует Питт. - Все это было достаточно изматывающим процессом".

Если развить навыки борьбы одного человека оказалось достаточно сложной задачей, требующей полного погружения в процесс, то что говорить об обучении борьбе тысячи людей. Отслеживать координацию боевых движений поручили проверенному специалисту: техническому консультанту и офицеру британской армии в отставке Ричарду Смедли.

На протяжении месяца Смедли со своей командой учил двести статистов, как правильно маршировать в ногу, держать оружие и отвечать на команды. После того, как съемочная группа переехала на Мальту, где должны были проходить крупные сцены сражения, масштаб тренировок значительно увеличился. Помимо обучения тысячи статистов, которых наняли на месте, необходимо было собрать своего рода элитную группу, участники которой обладали бы не только физической доблестью, но и внешними данными средиземноморцев. В итоге Смедли остановил свой выбор на солдатах из Спортивной академии города Софии.

"В общей сложности мы занимались тренировкой около 1250-ти статистов: 250-ти болгар и тысячи мексиканцев", - поясняет Ричард Смедли.

Таким образом, создателям фильма предстояло снять два крупнейших сражения: Битву Цитадели и Битву Стрел. "Битва Стрел была самой крупной, - комментирует Крейн. - В ней принимало участие 50,000 греков и 25,000 троянцев, которые сражались из-за стен родной крепости, во многом полагаясь на лучников. От начала до конца все сражение занимает порядка десяти минут, а над его съемками целых четыре месяца работало два подразделения".

Несмотря на то, что в целях безопасности большинство стрел были компьютерными, отдельно было изготовлено двадцать тысяч настоящих стрел, три тысячи мечей и копий, а также четыре тысячи щитов.

Второе сражение было несколько меньше с точки зрения масштаба, но никак не с точки зрения амбиций. "Для Битвы Цитадели мы решили использовать горящие ядра, которые троянцы скидывали на лагерь греков, - описывает Крейн. - Эти ядра были сделаны из папье-маше, внутри которого находились небольшие зарядные устройства, которые команда по спецэффектам взрывала, как только ядра врезались в какую-нибудь поверхность.

Также из значительных боевых сцен, снятых в Мексике, стоит упомянуть штурм побережья и опустошение Храма Аполлона Ахиллесом и его мирмидонянами.

Ключевыми схватками один на один стали поединки Париса и Менелая, Ахиллеса с гигантом-Боагрием и Гектора с Ахиллесом. Работа над художественной концепцией битвы между двумя титанами продолжалась три месяца, а сами актеры - Брэд Питт и Эрик Бана - тренировались по четыре часа в день на протяжении восьми недель.

В вышеуказанном поединке не принимал участие ни один каскадер, каждое движение было выполнено актерами самостоятельно. "Наблюдя за их схваткой, просто поверить невозможно, что все эти выпады делают сами актеры, - признается Петерсен. - Мы говорим о крови, поте и слезах, о реальности сражения, так вот все это наглядно представлено в поединке Гектора и Ахиллеса".

Компьютерные битвы

На полях сражения Трои сталкиваются десятки тысяч людей. И даже легионов статистов, каскадеров и актеров, прошедших серию тренировок, не хватило, чтобы передать всю мощь баталии двух легендарных армий. Для этой цели создатели фильма обратились к вымышленной магии нового поколения революционных визуальных эффектов.

"Троя" представляет дебют "виртуальных каскадеров", разработанных в двух ведущих компаниях по визуальных эффектам - "The Moving Picture Company" и "Framestore CFC", - которые использовали технологии, некогда представленные компанией "NaturalMotion". На основе исследований в области нейробиологии человеческого движения, проводимых факультетом зоологии Оксфордского университета, было разработано специальное программное обеспечение, названное "эндорфином". Данная уникальная программа позволяет создавать виртуальных персонажей, которые на любые воздействия извне реагируют так же, как это делал бы человек, в отличие от большинства компьютерных героев, движения которых целиком зависят от фиксированных баз данных, содержащих анимационные шаблоны.

Процесс движения и мышления компьютерных каскадеров получил название "технологии активного героя", которая заключается в симулировании человеческого мозга, тела и нервной системы искусственным разумом. Виртуальные каскадеры учатся двигаться и реагировать на раздражители благодаря искусственной эволюции, на протяжении которой они накапливают необходимые знания.

Кровавая инновация

Изображение жестокой реальности войны Бронзового века, в основном полагающегося на тупые предметы, копья, стрелы и, в меньшей степени, на мечи, потребовало изобретательности от команды по спецэффектам. "Сражение "Илиады" по своей сути безжалостно, - акцентирует Крейн. - Поэма написана достаточно ярко. Стоит сказать, что мы не ставили своей целью прославлять жестокость. Мы хотели дать возможность зрителям оказаться в эпицентре и почувствовать, на что это сражение было похоже в действительности".

Супервайзер по специальным эффектам Джосс Уильямс и его команда создали серию муляжей, которые давали возможность режиссеру снимать на уровне чуть выше земли. В отличие от муляжей, используемых для крупного плана, вышеупомянутые не требовали детализации грима. "Мы разработали пневматически контролируемые манекены с муляжными конечностями, торсами, головами и брюшной полостью, - описывает Уильямс. - Их можно было использовать для съемок экшн-эпизодов, например, показать, как колесница переезжает чьи-то ноги или как меч протыкает чью-нибудь грудь".

Поражающие воображение своей реалистичностью муляжи создавались в несколько пластов. Внутренняя арматура покрывалась восковыми мускулами и костями из смолы и пены. Конечности пропитывали искусственной кровью и покрывали их силиконовой кожей. И, наконец, готовые члены прикрепляли к пневматическому скелету, который мог быть зафиксирован в любой позе. Эффект реальности был просто поразительным. Помимо движущихся чучел, было изготовлено тридцать голых тел, тридцать сожженных тел и по тридцать тел греков и троянцев в национальных доспехах. Последние "играли" павших в бою солдат.

Также Крейн выступил изобретателем еще одного новаторского подхода, позволяющего со всей возможной достоверностью изобразить атмосферу сражения. "У нас были огромные сопла, вмонтированные прямо в землю и наполненные мякотью арбуза и кетчупа, и время от времени они выстреливали и распыляли массу в красном мареве. Поэтому когда кто-нибудь оказывался раненым или убитым, в воздухе всегда были брызги крови".

Корабли

За исключением двух кораблей, которые были выстроены на Мальте из стали и специально обработанного дерева, тысячи кораблей греческой армады, появляющихся в великолепных и завораживающих эпизодах картины, были созданы благодаря "Framestore CFC", крупнейшей в Европе компании по визуальным эффектам и компьютерной анимации.

"Дело в том, что если вы собираетесь пускать актеров и съемочную команду на борт корабля, он должен соответствовать всем нормам: спасательные жилеты, шлюпки и прочие снасти, все это должно присутствовать на судне в обязательном порядке, поэтому нам действительно пришлось выстраивать все скрытые отсеки, - говорит Фелпс. - Так что фактически мы отстроили настоящие ходовые суда".

Костюмы

Так же, как и в случае с другими аспектами производства, полная достоверность событий многовековой давности была важна и при создании тысяч костюмов, требующихся для многочисленного актерского состава, каскадеров и статистов "Трои". Однако, принимая во внимание, что действие разворачивалось в 1200 году до н.э., очень сложно было найти какую-либо достоверную информацию. Гомеровские описания "Илиады" полностью основываются на одежде и оружии его времени, которое пришло триста или четыреста лет спустя после событий, показанных в фильме. Прославленному художнику по костюмам Бобу Рингвуду пришлось обработать как можно больше доступной информации и взять от нее по максимуму.

"Я собрал каталоги музеев со всего мира, в которых были хоть какие-то крупицы информации, - рассказывает Рингвуд. - Потом провел несколько дней в Британском музее, занимаясь непосредственным изучением и исследованием внешнего вида одежды и оружия, обращая особое внимание на то, как и из чего они были сделаны".

Во многом именно свои методы работы помогли Бобу Рингвуду достигнуть такой точности в передаче стиля той эпохи. "На мой взгляд, одним из наиболее важных аспектов создания этнического исторического фильма является использование этнических тканей, созданных на родине, - комментирует художник по костюмам. - Если вы возьмете современные ткани, сотканные на современных фабриках, то ваши костюмы получатся современными и никак иначе. Поэтому по всему миру мы скупали те ткани, технологии производства которых практически не изменились за последние три тысячи лет. Вместе со мной работало сто пятьдесят человек, которые собирали материалы по всему миру: в Ираке, Турции, Индии, Шри-Ланке, Китае".

"Боб Рингвуд - гений, - восторгается художником Петерсен. - Абсолютный гений. Настоящий человек искусства. Я буквально благоговел, наблюдая за его работой. Удивительно, сколько материала ему удалось собрать по всему миру, ровно как и тематически объединить".

В общей сложности за четыре с половиной месяца Рингвуд со своей командой смоделировал и изготовил около восьми тысяч костюмов и десяти тысяч пар обуви.

Настоящая история этого фильма началась 13 августа 2002 года, когда появились сразу три новости о "Трое". Во-первых, Вольфганг Петерсен принял решение ставить этот фильм, а не "Бэтмен против Супермена", как планировалось ранее (представитель Warner, руководящей и "Бэтменом против Супермена", заявил, что оба проекта представляют восхитительную перспективу, однако "Троя" показалась более привлекательной работой для самого Петерсена). Во-вторых, Warner Bros утвердили сценарий Дэвида Бениоффа ("25-й час"), оценив этот сценарий как "восхитительный" и добавив, что иначе и быть не могло, поскольку отец рассказывал Дэвиду истории из гомеровских эпосов с младенчества - то есть эти истории у него в организме присутствуют на уровне ДНК. В-третьих, 13 августа пошли первые слухи о том, что роль Ахиллеса может сыграть Брэд Питт. 30 августа подтвердились слухи об уходе Питта из проекта Даррена Аронофски "Фонтан" и начале переговоров о его участии в "Трое". 13 сентября эти переговоры закончились соглашением об участии Питта в гомеровском эпосе.

17 февраля 2003 года английская Guardian сообщила, что съемки "Трои" - под угрозой срыва, и что их невозможно начать из-за надвигающейся войны в Ираке. Через несколько дней официальный представитель Warner Bros Дон Тобин опроверг эту информацию. Он заверил, что съемки начнутся вовремя, правда, не уточнил, пройдут ли они в Марокко, как было намечено, или угрозы исламских терактов все-таки заставят киношников передвинуть процесс куда-то в менее мусульманские края (например, в Мексику). "Безопасность и благополучие актеров и съемочной группы стоят для нас на первом месте, и мы будем иметь это в виду, когда придется приниматься окончательное решение", - дипломатично сказал Тобин.

Через несколько дней Вольфганг Петерсен в интервью Variety заявил, что никаких задержек не будет и что в апреле 2003, как и планировалось, в Лондоне стартует производство фильма, а в Марокко съемочная команда выдвинется в июле-августе. "Если обстоятельства сложатся так, что работать в Марокко станет невозможным, то мы уже нашли подходящие места в Мексике и Испании, и поедем туда", - заверил Петерсон.

В том же интервью он сообщил, что руководитель отдела по кастингу Люсинда Сисон ищет по всему свету исполнительницу роли Елены. "Как лицо, ставшее причиной войны между греками и троянцами, она должна быть невероятно убедительной и красивой женщиной. Ошибки быть не может", - говорил Петерсен

Компания-производитель - Village Roadshow Pictures. Дата начала съемок - апрель 2003 года, место - Великобритания, Мальта, Марокко, Калифорния. Во время американского периода съемок произошел неприятный инцидент: шестеро мексиканцев, нанятых для охраны инвентаря студии и декораций, украли дорогостоящий мотоцикл-вездеход, бензопилу и специальный воздушный компрессор, используемый для создания искусственного ветра. После ареста, произведенного представителями калифорнийской полиции, мексиканцы заявили, что им пришлось пойти на воровство, так как они не могли дождаться выплаты заработной платы.

Вольфганг Петерсен - о сущности проекта: "Сначала мы работали над проектом фильма "Бэтмен против Супермена", но вдруг студия решила немедленно взяться за "Трою", и я посчитал, что судьба благосклонна ко мне. Судите сами. Внезапно я вернулся к работе над "Троей", у Брэда Питта появилось свободное время, так как он ушел из "Фонтана". "Троя" - лучший образец эпического фильма. Его масштабы громадны. Тысяча кораблей и семьдесят пять тысяч человек, участвующих в грандиозных битвах. Но корень - эмоциональные темы, что Гомер показывал так хорошо в человеческом отношении" (Variety - themes.ru, март 2003)

Сценарист Дэвид Бениофф - о сути сюжета: "Мы постараемся полностью раскрыть характеры героев, что бы они были понятны людям. Сцены сражения должны отражать конфронтацию персонажей, как это описал Гомер. Также должен быть показан поход тысяч судов от Греции до Трои. Хотя это все и занимает время, мы не собираемся снимать мини-сериал или трилогию по три часа. Мне пришлось вырезать из сценария одного из моих любимых персонажей, потому что в фильме совсем нет места для этой сюжетной линии. Каждая адаптация требует трудного выбора - какую-то часть сюжета все равно надо убрать в ущерб другой. В случае с <Троей> для меня имело большое значение показать именно человеческую историю: Любовь Елены к Парису, эпического поединка Ахиллеса и Гектора, смертельную ловушку, когда Одиссей нападал на троянцев. Боги не появятся на экране, но их присутствие будет чувствоваться всюду и постоянно и влияние велико" (Variety - themes.ru, март 2003)